Какие Воздушные Суда Учитывать На Недвижимости

Статья 33 ВЗК РФ

В случае непреднамеренной порчи Свидетельства о регистрации оно подлежит замене, для чего необходимо представить заявление о замене Свидетельства и акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна. При утере Свидетельства о регистрации либо его хищении эксплуатация воздушного судна немедленно прекращается до получения дубликата Свидетельства, который выдается Главной инспекцией после представления эксплуатантом документов с приложением материалов служебного расследования фактов утери или хищения Свидетельства. Во всех случаях, требующих внесения изменений в Свидетельство о регистрации либо его замены, а также при аннулировании у эксплуатирующей организации Свидетельства эксплуатанта, предусмотренном Руководством по процедурам сертификации эксплуатантов воздушного транспорта, Свидетельство о регистрации теряет силу и в 10-дневный срок подлежит возврату в Главную инспекцию через региональное управление воздушного транспорта без передачи его новому собственнику или эксплуатанту.

Экспортный сертификат не удостоверяет соответствие каким-либо соглашениям или договорам между государствами, не дает права на выполнение полетов в другом государстве, а только подтверждает его пригодность к полетам на момент поставки в страну эксплуатанта. После выдачи экспортного сертификата летной годности воздушного судна, изъятия Свидетельства о регистрации и постоянного сертификата летной годности на экземпляр ВС воздушное судно исключается из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, о чем заявителю выдается Свидетельство об исключении.

Что отнести к объектам недвижимости

Ответ: По нашему мнению, любые суда, зарегистрированные в Государственном судовом реестре, реестре арендованных иностранных судов, Российском международном реестре судов, реестре строящихся судов, судовой книге являются недвижимым имуществом.
Однако объектом обложения налогом на имущество организаций являются только те объекты, которые учтены на балансе организации в качестве основных средств (п. 1 ст.374 НК РФ). Поэтому суда, зарегистрированные в реестре строящихся судов (т.е. суда не готовые к эксплуатации), реестре арендованных иностранных судов, а так же суда, предназначенные для реализации (учитываемые на балансе в качестве товара) объектом обложения не являются, т.к. не соответствуют критериям основного средства (п. 4 ПБУ 6/01).
Кроме того не являются объектом обложения налогом на имущество организаций суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов» (п.п. 7 п. 4 ст. 374 НК РФ), ледоколы и суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания (п.п. 5 п. 4 ст. 374 НК РФ).
Так же заметим, что не подлежат государственной регистрации (а значит, не являются объектами недвижимости) суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха (п.1.1. ст.16 КВВТ РФ)

Обоснование: Согласно абз. 2 п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
В соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее — КВВТ) судном признается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река — море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.
Судно внутреннего плавания — судно, предназначенное для эксплуатации на внутренних водных путях. Такое определение дано в п. 1.2.16 Санитарных правил и норм СанПиН 2.5.2-703-98 «2.5.2. Водный транспорт. Суда внутреннего и смешанного (река — море) плавания» А из статьи 3 «Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации» от 30.04.1999 № 81-Ф можно сделать вывод, что морские суда предназначены для эксплуатации как по морским путям, так и по внутренним водным путям. Данные характеристики «морского судна» соответствуют определению «судна смешанного плавания (река-море)». Согласно ст. 3 КВВТ РФ и п. 1.2.17 Санитарных правил и норм СанПиН 2.5.2-703-98 под судном смешанного (река — море) плавания так же понимается судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям (имеющее класс Морского Регистра Судоходства или Российского Речного Регистра).
К плаванию по внутренним водным путям Российской Федерации допускаются суда, зарегистрированные в установленном порядке в Государственном судовом реестре Российской Федерации, реестре арендованных иностранных судов или судовой книге. (п. 5 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утв. » Приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 № 129)
Таким образом, можно сказать, что к судам внутреннего и морского плавания могут относиться практически любые суда, даже небольшие катера и яхты, предназначенные для эксплуатации на внутренних водных путях и зарегистрированные в соответствующем реестре или судовой книге.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон № 122-ФЗ) государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. В силу абз. 2 п. 1 ст. 33 Закона № 122-ФЗ впредь до принятия соответствующих федеральных законов, основанных на положениях п. 1 ст. 131 ГК РФ, применяется действующий порядок регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.
На основании п.3 ст.16 КВВТ РФ под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных реестров судов Российской Федерации: (п.1 ст.16 КВВТ РФ):

  • Государственном судовом реестре;
  • реестре маломерных судов;
  • реестре арендованных иностранных судов;
  • Российском международном реестре судов;
  • реестре строящихся судов.

К сведению! Не подлежат государственной регистрации (а значит не являются объектами недвижимости) суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха (п.1.1. ст.16 КВВТ РФ).

Правовой режим воздушных судов как объектов недвижимости Симаев Дамир Равилевич

Методологическая база и методы исследования. В диссертационной работе в процессе исследования поставленных научных задач использованы общенаучные и частнонаучные методы познания — диалектический, материалистический, формально-юридический, конкретно-исторический, историко-сравнительный, социально-правовой, а также логический методы, методы анализа и синтеза.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке теоретических и практических положений, направленных на совершенствование гражданско-правовых норм, устанавливающих правовой режим воздушных судов как объектов недвижимости.

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

Т. КОВАЛЬКОВСКАЯ, И. ШЕДОГУБОВ
Т. Ковальковская, И. Шедогубов, юристы ЗАО «ЮрИнфоРКонсалТ».
В результате приватизации авиатранспортных предприятий и сокращения Вооруженных Сил значительная часть воздушных судов перешла в собственность частных организаций, что привело к возникновению интенсивного оборота данного вида имущества. Действующее законодательство в отношении воздушных судов содержит противоречивые нормы и пробелы в регулировании. Хозяйствующие субъекты вынуждены совершать сделки с авиатехникой, невзирая на риск, обусловленный несовершенством правовой базы. В результате возникают ситуации, когда лицо, действовавшее вполне добросовестно и с достаточными предосторожностями, не имеет возможности юридическими средствами обеспечить эффективную защиту своих прав на имущество. Попытаемся разобраться, почему так происходит.
Воздушные суда как недвижимые вещи. По закону к недвижимым вещам относятся не все воздушные суда, а только подлежащие государственной регистрации (п. 2 ст. 130 ГК РФ). К сожалению, ст. 131 ГК, посвященная вопросам государственной регистрации недвижимости, с юридико — технической точки зрения не безупречна. Если судить по ее названию, речь должна идти о регистрации недвижимых вещей. В действительности же в ней говорится о регистрации не столько вещей, сколько прав на них.
Неясность вносит п. 2 указанной статьи, который гласит: «В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества». Речь идет о государственной регистрации — но чего? Вещей или же прав на них? Во всех остальных пунктах ст. 131 ГК говорится только о регистрации прав. Но смысл п. 2 таков, что в нем должна подразумеваться государственная регистрация именно имущества. Однако никаких разъяснений, в чем она заключается и как должна быть организована, ГК не содержит. Непонятно также, как государственная регистрация соотносится со специальной.
По всей видимости, в п. 2 ст. 131 ГК имеется в виду следующее: помимо государственной регистрации прав на недвижимые вещи законом может быть предусмотрена государственная регистрация (учет) самих вещей, именуемая также специальной регистрацией (учетом) объектов недвижимости. В этом случае будет совпадать терминология ГК и Воздушного кодекса РФ (далее — ВК). Согласно ст. 33 ВК гражданские и государственные суда подлежат государственной регистрации, а экспериментальные — государственному учету. Действующий в настоящее время Кодекс был принят после вступления в силу первой части ГК и, следовательно, основывается на его нормах. Поэтому государственная регистрация (учет) воздушных судов есть не что иное, как предусмотренная п. 2 ст. 131 ГК специальная регистрация данных объектов недвижимости.
Регистрация воздушных судов. Она в нашей стране существует уже давно. Ее введение было вызвано необходимостью установления национальной принадлежности воздушных судов, что является одним из принципов как отечественного, так и международного воздушного права. В ст. 17 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации (1944 год) установлено специальное правило, в соответствии с которым воздушные суда имеют национальность того государства, в котором зарегистрированы. Государство регистрации принимает на себя предусмотренные Конвенцией права и обязанности, вытекающие из факта установления национальной принадлежности воздушного судна, и прежде всего — распространение на него своей юрисдикции.
Статья 33 ВК для целей регистрации подразделяет воздушные суда на гражданские, государственные и экспериментальные. Данная классификация основана на делении авиации на гражданскую — используемую в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, государственную — используемую для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно — оборонных задач, и экспериментальную — используемую для проведения опытно — конструкторских, экспериментальных, научно — исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники (ст. ст. 21 — 23 ВК).
Наибольший интерес в данном случае представляет первая категория судов, поэтому вопросы их регистрации рассмотрим более подробно.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 33 ВК гражданские воздушные суда подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между государством эксплуатанта и государством регистрации. (Эксплуатантом считается гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие его для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.) Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов РФ возлагается на специально уполномоченный орган. В настоящее время таковым является Министерство транспорта РФ, к которому перешли соответствующие функции упраздненной Федеральной службы воздушного транспорта России.
Порядок регистрации определяется Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденными приказом Департамента воздушного транспорта Министерства транспорта РФ от 12 октября 1995 г. N ДВ-110. Но этот документ не во всем согласуется с действующим законодательством и требует существенной переработки.
Основные цели регистрации воздушных судов и объектов недвижимости, перечисленных в абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК (земельных участков, участков недр, обособленных водных объектов и всего, что прочно связано с землей), различны. Изначально регистрация воздушных судов имела прежде всего публично — правовое значение. Так, упомянутые Правила определяют регистрацию гражданских воздушных судов как документальное подтверждение государственным органом распространения юрисдикции государства на данный экземпляр воздушного судна с вытекающими из этого обязательствами собственника, эксплуатанта и государства в соответствии с требованиями Воздушного кодекса и международных соглашений. Но с принятием первой части ГК РФ регистрация воздушных судов в Российской Федерации приобрела также частноправовое значение — как и для вещей недвижимых de facto.
Момент, с которого воздушное судно признается объектом недвижимости, законодателем не определен. Статьей 130 ГК к недвижимым вещам отнесены воздушные суда, подлежащие регистрации. В связи с этим возникает вопрос — является ли недвижимостью незарегистрированное воздушное судно? Существуют две основные точки зрения на данную проблему. Если исходить из буквы закона, то на основании п. 2 ст. 130 ГК нужно сделать вывод, что определяющим фактором признания воздушного судна недвижимым имуществом является не факт его регистрации, а лишь установленная законодательством необходимость соответствующей регистрации. Когда конкретное воздушное судно по закону требуется регистрировать, то его следует считать объектом недвижимости независимо от того, зарегистрировано оно или нет. Согласно второму подходу воздушное судно становится объектом недвижимости с момента регистрации судна. Его сторонники полагают, что по смыслу ст. ст. 130, 131 ГК выражения «подлежащие регистрации воздушные суда» и «зарегистрированные воздушные суда» неравнозначны. Делается вывод о том, что до оформления государственной регистрации судна его создателю принадлежит право собственности не на объект недвижимости как таковой, а на использованные для его постройки материалы. Поскольку момент регистрации недвижимой вещи становится правопорождающим фактом, то до момента такой регистрации вновь созданная вещь юридически не существует. Таким образом, указание в ст. 130 ГК на то, что к объектам недвижимости относятся подлежащие регистрации воздушные суда, имеет смысл только в случае, когда последние не только подлежат регистрации, но и уже зарегистрированы.
Оба подхода, если их рассматривать в контексте действующего законодательства, имеют серьезные недостатки. В первом случае вопрос о том, является ли то или иное воздушное судно недвижимой вещью, каждый субъект правоприменительной деятельности должен решать самостоятельно. Задача эта не настолько проста, как может показаться. По смыслу п. 1 ст. 33 ВК государственной регистрации подлежат только воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов. Но критерии «предназначенности» в ВК не приводятся, что дает основание толковать ее по-разному. Это создает почву для споров.
При втором подходе государственная регистрация воздушного судна будет равносильна официальному приданию объекту статуса недвижимости. Однако тогда возникают неопределенности с правовым режимом воздушного судна (например, в случае, когда оно уже исключено из соответствующего реестра одного государства, но еще не включено в реестр другого государства). Очевидно, эти вопросы требуют урегулирования на международном уровне.
Регистрация прав на воздушные суда. Пункт 9 ст. 33 ВК устанавливает, что государственная регистрация прав собственности и иных вещных прав на воздушное судно, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение, а также установление порядка государственной регистрации и оснований для отказа в государственной регистрации прав на воздушное судно и сделок с ним осуществляются в соответствии со ст. 131 ГК. Согласно п. п. 1, 6 ст. 131 ГК такая регистрация должна производиться в едином государственном реестре учреждениями юстиции; порядок регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с ГК законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По смыслу ГК регистрация прав на воздушные суда должна осуществляться в государственном реестре, являющемся общим как для вещей недвижимых de facto, так и для объектов движимых, но признаваемых недвижимостью de jure. Однако Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» касается только объектов, недвижимых по своей природе. Согласно п. 1 ст. 4 этого Закона воздушные суда (а также морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты) исключены из сферы его действия. Тем самым предполагается некий особый порядок регистрации прав на эти вещи.
Налицо противоречие между ГК и Законом от 21 июля 1997 г., поскольку п. 6 ст. 131 ГК говорит о единственном (следовательно, едином) законе. Тем не менее создание отдельного реестра для регистрации прав на воздушные суда представляется целесообразным. Порядок регистрации прав на вещи недвижимые de facto и прав на воздушные суда в практическом плане несовместимы в силу присущей тем и другим специфики. Например, в соответствии с п. 4 ст. 2 Закона от 21 июля 1997 г. регистрация прав всегда осуществляется по месту нахождения имущества в пределах регистрационного округа. Местожительство заявителя — гражданина или место нахождения заявителя — организации значения не имеют. Понятно, что к воздушным судам территориальный принцип регистрации неприменим.
Таким образом, имеется пробел в правовом регулировании регистрации прав на воздушные суда. Статьей 8 Закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и п. 1 ст. 33 Закона от 21 июля 1997 г. предусматривается, что до принятия соответствующих федеральных законов, основанных на положениях п. 1 ст. 131 ГК, должен применяться действующий порядок регистрации прав на воздушные суда. Но ни органы юстиции, ни специально уполномоченный орган в области гражданской авиации регистрацию прав на воздушные суда никогда не производили и не производят. Так называемого «действующего порядка» просто не существует.
Имеющиеся Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов РФ регламентируют вопросы регистрации самих воздушных судов, но не прав на них. Внесение в Государственный реестр гражданских воздушных судов РФ сведений о собственнике судна не может считаться регистрацией права собственности. В п. 3.6 Правил прямо указано, что акт регистрации воздушного судна не является актом регистрации сделки по отчуждению имущества, а свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна не может удостоверять право собственности лица на соответствующее судно.
Согласно названным Правилам и сложившейся практике внесение изменений в свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна в связи со сменой его собственника может быть произведено только по заявлению эксплуатанта судна. Заявление собственника, не являющегося одновременно эксплуатантом, не служит основанием для внесения в реестр записи о новом собственнике. Такой порядок, безусловно, нарушает интересы данной категории собственников. Дело в том, что любое заинтересованное лицо может получить информацию из реестра о собственнике воздушного судна. Такую информацию все, как правило, считают достоверной, поскольку она исходит из официального источника. Но если информация в реестре уже устарела, то у нового собственника воздушного судна могут возникнуть проблемы с доказыванием своих прав.
Интересно, что в соответствии с п. 10 ст. 33 ВК в Государственный реестр гражданских воздушных судов РФ подлежат включению также сведения о залоге воздушных судов. По смыслу указанной нормы регистрация залога в этом реестре правового значения не имеет. Однако ее информационная ценность для заинтересованных лиц очевидна. Из всего сказанного можно сделать вывод, что возникновение права собственности, другого вещного права на воздушное судно в настоящее время не может быть обусловлено государственной регистрацией соответствующего права, несмотря на требование п. 1 ст. 131 ГК, поскольку порядок регистрации прав не установлен и ни один государственный орган не наделен полномочиями по осуществлению такой регистрации.
На наш взгляд, до создания системы регистрации прав на воздушные суда в отношении этого вида недвижимости следует применять п. 1 ст. 223 ГК, согласно которому право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, а не с момента государственной регистрации, как это предусмотрено п. 2 ст. 223 ГК.
Регистрация сделок с воздушными судами. Закон предусматривает обязательную государственную регистрацию следующих сделок с недвижимостью: договора отчуждения под выплату ренты (ст. 584 ГК), договора дарения (п. 3 ст. 574 ГК), договора аренды (п. 2 ст. 609 ГК). Однако правила п. 2 ст. 609 ГК не применяются к договорам аренды транспортного средства как с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, так и без предоставления таких услуг — в силу прямого указания закона (ст. ст. 633 и 643 ГК соответственно). Тем самым весьма распространенные в гражданской авиации договоры аренды воздушных судов исключены законодателем из перечня сделок, подлежащих государственной регистрации.
В целом ситуация с регистрацией сделок с воздушными судами в настоящее время полностью аналогична ситуации с регистрацией прав на данные объекты — в Российской федерации она пока не осуществляется вследствие отсутствия нормативной правовой базы.
Проект закона о регистрации прав на воздушные суда существует, но когда он будет принят — неизвестно. Поэтому Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ целесообразно проанализировать практику разрешения споров по поводу этого вида имущества и дать судам необходимые разъяснения.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Это интересно:  Северные Надбавки В Иркутской Области

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.11.1994 N 52-ФЗ
«О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ПЕРВОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»
от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
«ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 19.03.1997 N 60-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.02.1997)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.1997 N 122-ФЗ
«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И
СДЕЛОК С НИМ»
(принят ГД ФС РФ 17.06.1997)
Российская юстиция, N 1, 2001

Новый закон о регистрации прав на воздушные суда

Начнем с того, что Воздушное судно (далее – ВС), с точки зрения гражданского права рассматривается как недвижимая вещь (абз.2 п.1 ст.130 ГК РФ). Конечно же, ВС не является классической недвижимостью, которая характеризуется прочной связью с землей и невозможностью ее перемещения без нанесения несоразмерного ущерба ее назначению. ВС, прежде все – транспортное средство, а, следовательно, его целевое назначение состоит в передвижении его самого, и в перемещении в пространстве людей и материальных ценностей. Недвижимой вещью ВС является в силу закона, и только в том случае, если оно само подлежит государственной регистрации (абз.2 п.1 ст.130 ГК РФ).

Аксаментов: О необходимости принятия специального закона, регулирующего регистрацию прав на воздушные суда и сделок с ними, впервые было упомянуто в п.6 ст.131 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). К слову сказать, первая часть ГК РФ, в которой содержится упомянутая норма, вступила в силу 1 января 1995 года, то есть более чем 14 лет назад до принятия Закона (март 2009 года). Все это время мало кто в отрасли гражданской авиации задумывался о том, зачем нужно принимать данный Закон и какие отношения он должен регулировать.

Это интересно:  Ип И Приставы

Правовое положение воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания как объектов недвижимости

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, к которым на основании статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся и воздушные суда, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение в соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат государственной регистрации. Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» впредь до принятия соответствующих федеральных законов, основанных на положениях пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяется действующий порядок регистрации прав на воздушные суда.

— продажи или иной передачи государственного воздушного судна в установленном порядке юридическому или физическому лицу, не являющемуся эксплуатантом государственного воздушного судна. Таким образом, продажа государственных воздушных судов частным лицам допускается, однако регистрация подобных сделок и переход прав на них уже будут осуществляться в соответствии с правилами, предусмотренными для гражданских воздушных судов.

Понятие недвижимости

Местные власти, которых взбудоражила такая ситуация, вышли с иском о признании зарегистрированного права недействительным на этот объект. Это неправильный иск. Они приходят в суд и говорят судье о том, что эти металлические столы с навесом – это просто конструкции из листового железа сваренные и приварены к вбитому в землю пруту металлическому, какая там недвижимость. А судья говорит о том, что он ничего не может поделать. Есть техник, который составил кадастровый паспорт, есть регистратор, который это все зарегистрировал, судья здесь бессилен. Первая инстанция, апелляция отказывают в иске. Кассация говорит о том, что неужели даже невооруженным взглядом не видно, что этот объект является движимостью, он не является недвижимостью, записи реестра ошибочны. И поэтому суды, ссылаясь на то, что этот объект заведен в ЕГРП как недвижимая вещь, не могут квалифицировать его как недвижимость только потому, что записано в ЕГРП.

На самом деле, одни сплошные проблемы с этой ст. 130. И проблема самая главная, что у нас законодатель засадил очень высокую степень неопределенности, сказав, «… а также все то, что тесно связано с земельным участком, перемещение чего… невозможно». Т. е. ладно здания, это было бы понятно: здание – значит, недвижимость. А у нас написано «… а также все то, что нельзя перемещать без причинения ущерба». Т. е. здание, видимо, тоже должно быть каким-то неперемещаемым. Что делать? Потому что эта проблема, которая есть в 130 ст., она неизбежно «выстреливает» на практике. Т. е. на моей земле кто-то что-то построил и зарегистрировал это как недвижимость. Я говорю, что это не недвижимость, а ответчик говорит о том, что, конечно, недвижимость. И мы идем в суд. И что суду делать? Как ему разрешать такие споры?

Какие Воздушные Суда Учитывать На Недвижимости

Решение о заключении договора залога с Банком предприятия воздушного, морского и речного транспорта принимают самостоятельно. Однако работники Банка должны потребовать от залогодателя согласования с Министерством транспорта РФ в случае, если в залог принимаются воздушные суда 1 и 2 классов, независимо от фактического срока эксплуатации и воздушные суда 3 класса, находящиеся в эксплуатации менее 10 лет.

Залог воздушного транспорта
При залоге воздушного транспорта представляются:
 Письмо в адрес Банка, содержащее предложение о залоге воздушного судна с указанием количества единиц, передаваемых в залог, типа судна, бортового и серийного номера, даты выпуска, стоимости судна, местонахождения судна, эксплуатанта судна.
 Документы на право владения воздушным судном (договор купли-продажи, свидетельство на право собственности и др.).
 Акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна к полетам.
 Свидетельство о государственной регистрации в Федеральной службе воздушного транспорта России (бывший ФАС РФ).
 Страховой полис.
 Выписка из формуляра о наработке самолета (вертолета).
 Выписка из формуляра о наработке, типе и количество двигателя (двигателей).
 Копия бортового удостоверения ФСВТ РФ об экологическом освидетельствовании.
 Справка о стоимости воздушного судна (баланс предприятия, экспертное заключение и т.д.).
 Выписка из бортового журнала об исправности воздушного судна и соблюдении правил регламентного обслуживания.
 Договор аренды стоянки или договор по право собственности на место стоянки судна с аэропортом приписки или местом базирования воздушного судна.
 Справка из Главной инспекции по безопасности полетов гражданских воздушных судов, подтверждающая, что самолет (вертолет) не находится в залоге.
Также необходимо учитывать, на кого возложены техническое обслуживание и профилактические работы, наличие противопожарных средств (каких именно), наличие физической охраны (договор, др. документы).

Это интересно:  На Сколько Повысилась Пенсия С 1 Февраля 2020 Года

Оценка воздушных судов (самолеты, вертолеты

  1. Копия правоустанавливающего документа (свидетельство о регистрации воздушного судна, договор купли-продажи и т. д.).
  2. Бухгалтерская отчетность.
  3. Справка, в которой фиксируется балансовая стоимость объекта оценки.
  4. Копия сертификата воздушного суда, включая информацию о летной годности.
  5. Сведения о модернизациях и капитальных ремонтах.
  6. Копии актов, в которых указывается техническое состояние летательного аппарата.

Воздушные суда, среди которых вертолеты и самолеты, относятся к категории недвижимого имущества и подлежат обязательной государственной регистрации. Данная правовая норма прописана в статье 130 Гражданского Кодекса РФ. Воздушные суда представляют собой объект различных сделок, поэтому зачастую возникает необходимость, связанная с определением стоимостной оценки этой категории недвижимости.

Методика определения рыночной стоимости воздушных судов

Вычисление неустранимого физического износа отдельных агрегатов и комплектующих ЛА может производиться по каждому виду наработки и календарному времени с использованием формулы (2) с дополнительной оценкой отличия их эффективного возраста от фактического. В качестве расчетной величины устаревания принимается максимальное значение.

    где:
    ADvn — функциональное обесценение самолета вследствие различий основных характеристик по сравнению с аналогом;
    Cb — рыночная стоимость аналога;
    Nb, Nc — пассажировместимости аналога и оцениваемого самолета при сходных компоновках пассажирской кабины;
    Kb, Kc — коэффициенты занятости кресел аналога и самолета;
    Vb, Vc — крейсерская скорость аналога и оцениваемого самолета;
    Hb, Hc — налет аналога и оцениваемого самолета, часов в год;
    a, b — показатели, учитывающие влияние различий в крейсерских скоростях и годовых налетах часов (зависят от типа самолета);
    NLc, NLb — экономическая жизнь самолета и аналога, в часах налета;
    Chb, Chc — стоимость летного часа аналога и оцениваемого самолета;
    V — текущая стоимость денежной единицы в конце экономической жизни оцениваемого самолета;
    I — ставка дисконтирования;
    Do — потеря прибыли за год;
    Np — ставка налога на прибыль.

Правовой режим воздушного судна в российском гражданском праве *

В-четвертых, в законодательстве отсутствуют четкие перечни прав на воздушные суда, подлежащие государственной регистрации, а также сделок с воздушными судами и обременений (ограничений) прав на воздушные суда, подлежащие государственной регистрации, что не способствует эффективности гражданско-правового оборота воздушных судов.

Согласно п. 1, 2 ст. 33 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (далее — ВК РФ), гражданские воздушные суда подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между государством эксплуатанта и государством регистрации . Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов РФ возлагается на специально уполномоченный орган. В настоящее время таковым является Министерство транспорта РФ, к которому перешли соответствующие функции упраздненной Федеральной службы воздушного транспорта России. Порядок регистрации определяется Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденными Приказом Департамента воздушного транспорта Министерства транспорта РФ от 12 октября 1995 г. N ДВ-110. Но этот документ не во всем согласуется с действующим законодательством и требует существенной переработки. Основные цели регистрации воздушных судов и объектов недвижимости, перечисленных в абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК РФ (земельных участков, участков недр, обособленных водных объектов и всего, что прочно связано с землей), различны.

Критерии, по которым суды оценивают, является объект движимым имуществом или относится к недвижимости

На любое строение, признанное объектом капитального строительства, оформляется технический паспорт БТИ. Однако на практике нередко возникают ситуации, когда объект, на который оформлен такой документ, впоследствии суд признает движимым имуществом.

В некоторых решениях асфальтированные площадки признавались объектом недвижимости (например, Постановления ФАС Центрального от 30.07.2010 N А48-3663/08-1 и Поволжского от 07.12.2009 N А57-19930/2007 округов). Однако Президиум Московского областного суда пришел к противоположному выводу. Суд указал, что асфальтобетонное замощение не относится к недвижимому имуществу, поскольку оно фактически является благоустройством территории (Постановление от 03.12.2008 N 626).

Оценка транспорта

  • Правоустанавливающие: свидетельство о регистрации права собственности, ПТС, доверенность (если средство не в собственности).
  • Информация о текущем состоянии и комплектации объекта, дополнительном оборудовании, замене ключевых узлов и агрегатов; о наличии обременений или отсутствии таковых; технических характеристиках; в установленных законом случаях — о балансовой стоимости (полной и остаточной) на ближайшую отчетную дату.
  • В случае оценки ущерба потребуются официальные документы с описанием всех повреждений объекта.

Оценка воздушных судов проводится по следующим критериям: год выпуска; количество аварий и произведенных ремонтов; основные летательно-технические характеристики (число пассажиров, грузоподъемность, класс аэродрома и т.д.); характеристики силовой установки, систем оборудования и эксплуатации; установленные ресурсы; техническое состояние, экологическое воздействие.

Какие Воздушные Суда Учитывать На Недвижимости

При рассмотрении вопроса ипотеки воздушных, морских и речных судов хочется отдельно отметить судебную практику относительно необходимости нотариального удостоверения образцов договора ипотеки судов. Согласно п.1 ст.40 закона РФ от 29 мая 1992 г. № 2872-I «О залоге» бланк договора о залоге гражданских воздушных, морских и речных судов, железнодорожного подвижного состава и космических объектов должен быть нотариально удостоверен. Однако Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ вынес постановление от 17 февраля 2011 г. № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о залоге», в котором в п.15 говорится совсем противоположное: судам следует учитывать, что положения пункта 1 статьи 40 Закона о залоге в части нотариальной формы договоров залога воздушных, морских и речных судов, дорожного подвижного состава и космических объектов не подлежат применению в связи с тем, что Воздушным кодексом Российской Федерации, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации и Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, иными законодательными актами нотариальная форма образца договора залога воздушного, морского и речного судна, железнодорожного подвижного состава, а также космических объектов не предусмотрена (подпункт 1 пункта 2 статьи 163 ГК РФ). В связи с вышеизложенными обстоятельствами, вопрос о необходимости нотариального удостоверения договоров ипотеки судов остается открытым, хотя на наш взгляд будет целесообразнее и удобнее не осуществлять нотариальное удостоверение договоров ипотеки судов.

Залог воздушных, мореходных и речных судов регулируется огромным числом нормативно-законных действий. Главными с их считаются: ФЗ с 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «О ипотеке (задатке недвижимости)», Законодательством РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ с 29 мая 1992 г. N 2872-I «О залоге», Легким кодексом Российский Федерации с 19 март 1997 г. N ШЕСТЬДЕСЯТ-ФЗ, ФЗ с ЧЕТЫРНАДЦАТЬ март 2009 г. N 31-ФЗ «О общегосударственной регистрации справедлив в лёгкие свида и сделок с ними», Кодексом внутреннего вода автотранспорта Российский Федерации с 7 март 2001 г. N 24-ФЗ, Кодексом трейдерского мореходства Российский Федерации с ТРИДЦАТЬ апреля 1999 г. N 81-ФЗ, распоряжением Пленума Высочайшего Арбитражного Свида РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ с СЕМНАДЦАТИ февраля 2011 г. N ДЕСЯТИ «О отдельных проблемах использования законодательства о залоге».

Какие преимущества дает менеджмент воздушного судна

Люди, которые располагают достаточным количеством средств, инвестируют их не только в недвижимость, но и в воздушные судна. Но после покупки самолета возникает проблема, связанная с особенностями управления и построения маршрутов. Ведь недостаточно просто управлять воздушным судном, нужно еще и выполнять техническое обслуживание, организовывать стоянки, а также выполнять другие мероприятия.

Идеальное решение – бизнес авиация. Эта услуга предоставляется определенными компаниями. Данное направление в последнее время приобретает все большую популярность. Все потому, что собственники самолетов и других воздушных суден отдают предпочтение менеджменту. Какие же преимущества дает это направление?

Комментарий к СТ 33 ВЗК РФ

Государственную регистрацию государственных воздушных судов Минобороны России осуществляет Главное командование Военно-воздушными силами. Государственную регистрацию государственных воздушных судов других министерств и ведомств проводят федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие организацию деятельности и оперативное управление деятельностью подведомственной им государственной авиации, а при отсутствии в таких федеральных органах служб государственной регистрации она ведется в других федеральных органах исполнительной власти на основании заключенных соглашений. С момента занесения государственного воздушного судна в реестр все записи, ранее сделанные в отношении этого судна в иных реестрах (системах учета) воздушных судов, утрачивают силу.

Приказом Минтранса России от 14 декабря 2004 года N 44 «Об отмене актов Министерства транспорта Российской Федерации» был признан утратившим силу Приказ Минтранса России от 12 октября 1995 года N ДВ-110 «Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации», и по состоянию на январь 2007 года правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации Минтрансом России не приняты. Таким образом, в течение 2005 — 2006 годов Ространснадзором осуществлялась государственная регистрация гражданских воздушных судов при отсутствии утвержденных правил.