Говорящие Фамилии Достоевского

⭐ ⭐ ⭐ ⭐ ⭐ Доброго времени суток, дорогие читатели блога, прямо сейчас мы будем постигать возможно самую необходимую и интересующую Вас тему — Говорящие Фамилии Достоевского. После прочтения у Вас могут остаться вопросы, поэтому лучше всего задать их в комметариях ниже.

Мы всегда и постоянно обновляем опубликованную информацию, в этом модете быть уверены, что Вы прочтете всю самую новую информацию.

Дмитрий Прокофьевич Разумихин. Это один из двойников Раскольникова, его самый близкий друг. Безусловно, персонаж положительный. Раскольников убил. Убил и остался один. Один? Случайно ли в моменты, когда Раскольникову неимоверно трудно – болезнь ли это, или момент невыносимого одиночества – рядом появляется Разумихин? А кто больше всех помог Дунечке и Пульхерии Александровне, когда они только приехали в Петербург, и на них обрушилась сразу масса уничтожающих фактов: болезнь Роди, известие о его разговоре с Лужиным. И неизвестно, как бы кончился для них тот день, если бы не было рядом того же Разумихина. Он как-то непроизвольно снимает возникшее напряжение, успокаивает накалившиеся страсти. Дмитрий по-гречески «принадлежащий Деметре – богине земледелия», или земле. Земля, фундамент, опора для Раскольникова.

Петр Петрович Лужин. Неожиданно и зловеще его появление в романе. О его существовании известно еще в первой части, можно сказать, с самого начала. Но на первый план он выдвигается даже внезапно. И вот его описание. Испытываешь некоторое разочарование. Казалось бы, такое имя — Петр Петрович – ко многому обязывает; известно, что Лужин, попросту говоря, подлец, и кажется, что должен увидеть человека, по-видимому, незаурядной внешности, который делает подлости хладнокровно, спокойно. Прочитав портрет Лужина, удивляешься: думая, что мерзок, но не до такой же степени! Первая ассоциация, которая приходит в голову, — медуза. Перед нами предстало такое же отвратительное существо. Вполне понятно отношение к нему автора. Чувствуется даже насмешка над ним. Например, сравнение бакенбарда с котлетами или слова, «даже волосы…, представляли… ничего смешного». Почему «даже»?! Сам Достоевский очень лаконично оценил его: красивая и солидная физиономия. Неприязнь к этому персонажу усиливается, когда читаешь его безобразный ультиматум Дунечке и Пульхерии Александровне. Ставит в тупик контраст между именем и фамилией Петра Петровича Лужина. «Камень» и … Лужин! Не зная его имени, можно было бы объяснить его фамилию: ведь он один из самых «грязных» в романе персонажей. После приходит на ум толкование его имени, правда, здесь надо немного отойти от того смысла, который в него обычно вкладывают: не «камень», а «каменный», «окаменевший»; еще один синоним (но это уже конкретно для Лужина) – черствый.

Скачать:

Очень трудно понять имя самого главного героя романа – Родиона Раскольникова. Родион в переводе с греческого обозначает «розовый». Розовый – это оттенок красного цвета. Во все века красный был тревожный цвет. Красная кровь. Красное зарево во время пожара. Красный закат – начало ночи, несущей неизведанное, страшное, таинственное. Он всегда останется символом тревоги, даже если отойти от его политического смысла. Странным кажется, что Достоевский для имени главного героя выберет именное такое. Почему же все – таки «розовый»? Разгадка таилась в именах остальных героев. Как известно, «Преступление и наказание» построено по принципу двойничества, то есть у главного героя огромное количество двойников, каждый из которых отражает какую-либо одну его сторону. И среди них есть персонаж, занимающий немаловажное место в произведении. Это Порфирий Петрович. Он когда-то пришел к тем же выводам, что и Раскольников, но не переступил некую черту, а остановился перед ней, оставил все у себя в душе, но сжег вместе с душой, убил в себе все живое и наполовину окаменел. Очевидно, поэтому его отчество — Петрович. Однако какая же связь между именами Порфирия Петровича и Раскольникова? Порфирий по-гречески – «пурпурный». Пурпурный – оттенок того же красного, и в то же время его можно охарактеризовать как темно-, скорее даже как густо-розовый, перегоревший красный цвет.

Статья «О преступлении», которую герой посылает в одну из петербуржских газет, может много рассказать о портрете Родиона Раскольникова. В статье говорится о том, что всех людей можно разделить на два вида: люди, созданные двигать этот мир, так называемые «Наполеоны», и обыкновенные люди, то есть «материал». «Наполеонам» позволено совершать намного больше, чем «обыкновенным людям», им позволено совершать преступления и нарушать законы. Именно к таким людям пытался причислить себя Раскольников, когда замышлял убийство, однако в итоге не получил удовлетворения от содеянного.

Это интересно:  КАК ОЦЕНИВАЕТСЯ И РАСПРОДАЁТСЯ НЕДВИЖИМОСТЬ ДОЛЖНИКА

Знакомство с семейством Мармеладовых, а именно с Соней Мармеладовой, меняет жизнь главного героя романа. Молодая девушка, вынужденная заниматься проституцией, спасает его душу, наполняет ее верой, и без тени сомнений следует за ним на каторгу.

Образ Раскольникова

История жизни главного персонажа в его 23 года складывается весьма печально. Родион Романович Раскольников – бедный студент юридического факультета. Автор описывает его высоким брюнетом с красивым лицом:«..он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен…»

Фамилии Дикой и Кабанова не надо комментировать. Но не забудем, что Дикой — не только всесильный Савел Прокофьевич, а и племянник его, Борис. Ведь мать Бориса “не могла ужиться с родней”, “уж очень ей дико казалось”. Значит, Борис — Дикой по отцу. Что это означает? Да то и означает, что он не сумеет отстоять свою любовь и защитить Катерину.

Отчество Раскольникова — Романович. Роман в переводе с латинского означает «римлян», происходит от греческого «крепость», «сила». В романе говорится, что Раскольников хотел силу в себе испытать и крепость духа, хотел «Наполеоном сделаться». Таким образом, в отчестве героя продолжает развиваться мотив «наполеонов», сильных мира сего.

Родион Романович Раскольников — романтик, гордая и сильная личность. Греческое происхождение имени главного героя. Искренность, открытость Сони Мармеладовой. Роль Достоевского в раскрытии душевных качеств персонажей романа «Преступление и наказание».

Главный герой романа — Родион Раскольников. Романтик, гордая и сильная личность. Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-русого цвета, ростом выше среднего, тонок и строен. Но в одежде Раскольникова автор подчеркивает его бедность и нищету: его одежда превратилась практически в лохмотья, шляпа была вся изношенная, «вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону». Раскольников — бывший студент юридического факультета, который он оставил из-за бедности и и своей теории. Сознание героя мучают два вопроса: «позволено ли совершать малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство?» и «Тварь ли я дрожащая или право имею». Чтобы разрушить их, Раскольников убивает старуху-процентщицу и её сестру Лизавету, которая стала случайным свидетелем первого, запланированного убийства. После убийства Раскольников переживает глубокое духовное потрясение. У героя появляется горячка, он близок к помешательству и суициду. Крах теории для Раскольникова означал крах всего, всех жизненных установок. Он теперь отдалён от общества, отныне он — раскольник.

В ответ на его хвастовство местные жители предложили ему «продемонстрировать свое умение». Так и Раскольников в романе Достоевского. Его Родосом становится убийство старухи-процентщицы.Отчество Раскольникова — Романович.

Святая София – мать святых Веры, Надежды, Любви – мучениц, воспитанных своей матушкой в духе христианских ценностей и претерпевших страшные страдания от римских властей. Так и Соня Мармеладова «воспитала» Раскольникова, показала ему праведную жизнь по христианским заветам, ценность и благостность веры в Бога. Она, как и стародавние мученицы, борцы за веру, не помутнела душой, даже занимаясь неблагочестивым занятием, ради выживания.Андрей Семёнович Лебезятников – молодой человек, полный идей и теорий.

Значение имен в романе «Преступление и наказание»

Случайно встретясь с ним в трактире, Раскольников дразнит того разговором об убийстве старухи, а потом вдруг огорошивает вопросом: «А что, если это я старуху и Лизавету убил?» Сталкивая этих двух персонажей, Достоевский сопоставляет два разных модуса существования — напряженное искание Раскольникова и благополучно-сытое обывательское прозябание вроде заметовского. Зосимов — доктор, приятель Разумихина. Ему двадцать семь лет.

О литературе классицизма речь уже шла выше, стоит отметить только, что эстетические принципы классицизма, описанные и систематизированные в «Поэтике» Н. Буало-Депресо, предписывали автору «поучая развлекать», то есть любое произведение помимо собственно эстетической функции должно было иметь, также и функцию дидактическую. Кроме того, в «Поэтике» достаточно четко прописаны принципы, по которым должны раскрываться характеры героев, как в трагедии, так и в комедии, следует также отметить и тот факт, что в литературной практике русского классицизма также было создано несколько «Поэтик», по сути повторяющих трактат Буало, с незначительными изменениями, что связано со спецификой русского языка. Эти «Поэтики» принадлежат перу В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова.

Это интересно:  Если У Должника Доля В Квартире С Детьми Могут Его Долю Продать ?

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

Вообще, за более чем два тысячелетия существования литературы, как вида искусства накоплен крайне богатый опыт использования антропонимов в литературных произведениях, первые примеры различных приемов использования имен для характеристики героев относятся к античной комедии: так у римского комедиографа Плавта встречаются говорящие имена персонажей, как правило, указывающие на те, или иные пороки, а в романе «Сатирикон», авторство которого приписывают Петронию Арбитру, римскому аристократу, приближенному Нерона, в последствие им же казненному, встречаются такие персонажи, как вольноотпущенник Тримальхион, чье труднопроизносимое, особенно для римлян, предпочитавших лаконизм, в том числе и в антропонимах, имя означает «трижды рожденный», что подчеркивает его «перерождение», из бывшего раба в нувориша; в последствие в драматургии, особенно комедиях классицизма, эта практика достигла совершенства, впрочем, для классицизма, как во Франции, так и в России, с его незыблемыми «законами жанра» сложился определенный набор имен персонажей, как правило, подчеркивающий их свойства характера, этот прием мы видим также у Д.И. Фонвизина, отрицательные герои носят фамилии Вральман, Скотинин и т. д., положительные — Стародум, Правдин и т. д. Очевидно, этот прием имеет не только античные корни, но и связан жанром аллегории, то есть олицетворения сложных философских понятий, в русской литературе подобное олицетворение можно наблюдать у А.П. Сумарокова, М.В. Ломоносова, А.Д. Кантемира. Во второй половине XVIII века такой же сатирический прием, то есть придумывание типичных персонажей с характерными антропонимами, вроде Безрассуд, Чужехват и т. п., что явно имеет аллегорический характер, а сам этот прием характерен для соединения одического и сатирического элемента, активно использовался в сатирической публицистике, в таких изданиях, как «Трудолюбивая пчела» А.П. Сумарокова, «Трутень», «Пустомеля», «Живописец» Н.И. Новикова, «Всякая всячина» 3 .

«Говорящие» фамилии в русской литературе.

История зарубежной литературы эпохи Возрождения : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. О. Шайтанов. — 3-е изд., испр.и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016 — 699 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.

Дмитрий Прокофьевич Разумихин – друг Раскольникова, так же как и он, бывший студент. Без труда можно заметить аналогию его фамилии со словом «разум». Разумихин искренне заботиться о своём друге Родионе, даёт ему мудрые советы. Дмитрий Прокофьевич личность сильная, рациональная.

Уже первое слово — “преступление” — символ. Каждый герой “переступает черту”, черту, проведенную им самим или другими. Словосочетание “преступить” или “провести черту” пронизывает весь роман, “переходя из уст в уста”. “Во всем есть черта, за которую перейти опасно; но, раз переступив, воротиться назад невозможно”. Все герои и даже просто прохожие объединены уже тем, что все они “сумасшедшие”, т. е. “сошедшие” с пути, лишенные разума. “В Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге”. Именно Петербург — фантастический город А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя — с его вечной “духотой и нестерпимой вонью” превращается в Палестину, ожидающую прихода Мессии. Но это еще и внутренний мир Родиона Раскольникова. Имя и фамилия главного героя не случайны. Достоевский подчеркивает то, что герою “не хватает воздуху”. “Родион” означает “родной”, но он и Раскольников — раскол, раздвоение. (Раздваивается и город: реальные улицы и мираж, фантастика, “Новый Иерусалим” и “Ноев ковчег” — дом старухи.) Слово “Раскольников” употребляется и как нарицательное, ведь Миколка тоже “из раскольников”. Вспоминается герой сна Раскольникова — и вот уже все повествование оказывается опутанным трепещущей сетью символов. Цвет у Ф.М. Достоевского символичен. Самый яркий здесь цвет — желтый. Для М.А. Булгакова это тревога, надрыв; для А.А. Блока — страх; для А.А. Ахматовой это враждебный, гибельный цвет; у Ф.М. Достоевского он желчен и злобен. “А желчи-то, желчи в них во всех сколько!” Этот “яд” оказывается разлитым везде, он в самой атмосфере, а “воздуху нет”, только духота, “безобразная”, “страшная”. А в этой духоте Раскольников бьется “в лихорадке”, у него “озноб” и “холод в спине” (самое страшное наказание ада — наказание холодом — “страшный холод охватил его”). Выбраться из кругов ада можно только по лестнице, поэтому Раскольников (кроме блуждания по улицам) чаще всего находится на пороге или движется по лестнице. Лестница в мифологии символизирует восхождение духа или его нисхождение в глубины зла. Для А.А. Ахматовой “восхождение” — счастье, а “нисхождение” — беда. Герои “мечутся” по этой лестнице жизни, то вниз, в бездну, то вверх, в неизвестность, к вере или идее. Петр Петрович “вошел с чувством благодетеля, готовящегося пожать плоды и выслушать весьма сладкие комплименты. И уж конечно теперь, сходя с лестницы, он считал себя в высочайшей степени обиженным и непризнанным”, а его “круглая шляпа” — один из кругов ада. Но есть в романе и герой, “выбравшийся из-под земли”, но, выбравшись, Свидригайлов (как и все герои) попадает на улицу.

Это интересно:  Такие Процессуальные Решения Уже Многие Годы Чаще Всего Принимаются Со Ссылкой На Отсутствие В Деянии Состава Преступления (П 1 Ч 1 Ст 24 Упк Рф) Состав Преступления Есть Совокупность Обязательных Признаков Преступления Поэтому Чтобы Указанные Решения Были Законными И Обоснованными, Необходимо Доказать Отсутствие Хотя Бы Одного Обязательного Признака (5)

Символика имён в романе «Преступление и наказание»

Интересную интерпретацию имени, фамилии и отчества Раскольникова мы находим у С. Белова. Исследователь замечает, что имя Родион по своему звучанию ассоциируется со словом «родина». Раскольников «раскалывает» породившую его мать-землю, «раскалывает» родину Романовых (отчество — Романович). Таким образом, Достоевский выступает здесь предвестником грядущих исторических событий , когда во имя «великих идей» разрешена была «кровь по совести», а родина Романовых, Россия, оказалась расколота в буквальном смысле этого слова.

В «Мертвых душах» Гоголь создал типичные портреты помещиков, отразив характерные черты целого сословия, раскрыл духовное обнищание и моральное вырождение этого класса, и немало этому способствовали говорящие фамилии его героев.

Фамилию другого героя рассказа дьячка Вонмигласова также можно назвать говорящей, он постоянно возглашает о чем-нибудь. Несмотря на его зубную боль, измучившую дьякона, рот его не закрывается, болтает без умолку.

6. Говорящие фамилии в произведении Гоголя «Мертвые души»

Но Червяков уже не в состоянии жить спокойно. Он суетится, червяком ползая за генералом, умоляя о прощении. Червяков — не выдуманный герой, а подмеченный Чеховым в жизни. Возможно, он использовал сообщение своего корреспондента о самоубийстве одного из мелких таганрогских чиновников после неудачной попытки попросить извинения у своего начальника за незначительный проступок. Таких маленьких чиновников, знающих только свой мирок, очень много, и неудивительно что их переживания складываются из таких малюсеньких ситуаций. Используя преувеличение, автор передает всю сущность маленькой души чиновника, как будто рассматривает ее под микроскопом. Даже сам размер рассказа — всего лишь маленькая зарисовка — для Червякова становится эпохальным произведением с трагичным концом. Когда он снова явился к Бризжалову просить прощения, тут произошло нечто невероятное. «— Пошел вон. — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал — Что-с? — спросил шепотом Червяков, млея от ужаса. — Пошел вон. — повторил генерал, затопав ногами».[6] Это то, чего не может пережить Червяков. Он, всегда с уважением относившийся к высокопоставленным особам, всегда считавшийся вежливым человеком, всего, лишь старался загладить свою вину, извиниться, так сказать. И вдруг — такое! Бедный маленький Червяков машинально идет домой и, не снимая вицмундира, умирает. Эта страшная катастрофа его жизни — на самом деле катастрофа его ограниченности.

Юродивые всегда считались на Руси людьми, близкими к Богу. .Убив Алену Ивановну, а заодно и Лизавету, оказавшуюся в квартире случайно. Раскольников, по Достоевскому, убивает обет Богу, почтение к нему. И после этого жизнь как будто уходит из него.

Значение имен в романе преступление и наказание достоевского сочинение

В этом – понимание Достоевским догм христианства, даже за смерть свою Лизавета не держит зла на Раскольникова, даже, несмотря на её убийство, она готова, пусть через другого, лишь только напоминавшего её, человека – Соню – помочь своему убийце вернуться к жизни.

Символика имен в «Преступлении и наказании» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

И это – ещё не всё. На острове Родос была размещена школа полководцев, в которой, в своё время осваивали военное искусство Юлий Цезарь, Тиберий, Помпей. Таким образом, это – прямое указание на сильных мира сего, людей, могущих спокойно перешагнуть через кровавые реки и смерть.